PDA

Просмотр полной версии : Морально-психологическая подготовка водителей.


Юренсий_Харьковский
17.04.2011, 09:29
Я посмотрел, что в темах много пишут "помогите побороть страх", "помогите расслабиться" и т.д. и решил создать "важную" тему по морально-психологической подготовке водителей.
В эту тему я буду выкладывать сообщения, целью которых будет помочь молодым начинающим водителям побороть страх перед автомобилем и дорогой.
С целью незахламления темы, чтобы не искать долго и нудно ответ на свой вопрос - писать сообщения здесь нельзя будет. Если возникнут вопросы - пишите в личку, я обязательно помогу.

Юренсий_Харьковский
17.04.2011, 09:30
Самообладание. Не бывает случаев без причин, их породивших. Это относится и к делам на автомобильной дороге. Любое, даже самое маленькое, дорожно-транпортное происшествие не может быть случайным. У него всегда есть причины.

Например, вы едете в тумане, на закруглении пропускаете дорожный знак, предупреждающий о том, что ваша дорога пересекается с главной дорогой, и вынуждены резко затормозить при появлении автомобилей, движущихся по главной дороге. В результате попадаете в дорожно-транспортное происшествие.

Но есть случаи, когда дорожно-транспортного происшествия можно было бы избежать, однако водитель, загипнотизированный скоротечностью процесса, не может выбрать правильный безопасный маневр. Не может только потому, что пугается, и при этом его психологическая и физиологическая деятельность оказывается парализованной.

Например, никаких намеков на дорожно-транспортное происшествие не было, но автомобиль вдруг резко пошел вправо и опрокинулся. Отчего это произошло? Водитель опрокинувшегося автомобиля забыл одно из основных правил управления: хотя бы раз в несколько минут смотреть в зеркало заднего вида. Он этого не делал, а смотрел только впред. Тем временем, сзади появился большой междугородный автобус. Водитель его, видя, что впереди идущий автомобиль не реагирует на световые и звуковые сигналы, пошел на обгон. Водитель же обгоняемого автомобиля очень испугался, когда слева от него с ревом пронесся огромный красный «Икарус». И места было достаточно, и никто никому не пересекал дорогу, но водитель, испугавшись, потерял контроль над своими действиями, и автомобиль перевернулся.

В этом случае непосредственной причиной дорожно-транспортного происшествия явился испуг водителя, а страх — плохой советчик. Возникает вопрос: почему водитель несвоевременно обнаруживает подвижные и неподвижные препятствия, а также препятствия, появившиеся неожиданно? Ответ простой. Водитель не дает себе отчета в том, что творится в зоне его внимания впереди на расстоянии (в метрах), численно равном тройному значению скорости, и сзади на расстоянии, который автомобиль проходит на 10...20 с. Если же не следить за дорогой, то в результате неожиданного появления обгоняющего автомобиля в лучшем случае наступает испуг без последствия, а в худшем бывают и неприятные последствия.

Иногда водитель успевает даже осмыслить происходящее, но на подготовку маневра и сообщение о нем другим участникам движения не хватает времени, что ставит их зачастую в безвыходное положение. Одна из заповедей водителя: необходимо себя тренировать так, чтобы в любых дорожно-транспортных ситуациях быть внимательным, замечать все нужное. Это поможет вам обеспечить любой маневр своего автомобиля (и по ходу, и в плане) при строгом выполнении Правил дорожного движения.

Бывали случаи, когда водители, неверно оценив тяжесть последствий, преждевременно впадали в панику, теряли самообладание, а иногда и умирали на месте дорожно-транспортного происшествия от шока.

Вот еще один пример, заслуживающий внимания. Автомобиль со скоростью 30...40 км/ч двигался по пустынной улице города. И вдруг совсем близко от автомобиля из ворот дома выбежали две девочки. Одна только-только успела проскочить перед автомобилем, а вторая по инерции летела под него. Рулевое управление в данном случае не помощник, так как поворачивать автомобиль бесполезно, а тормоза «были бессильны», поскольку не могут остановить автомобиль мгновенно.

Через секунду вторая девочка отлетела в сторону и упала, а первая, плача от испуга, бросилась в сторону тех ворот, откуда только что выбежала. Водитель мгновенно выскочил из автомобиля, кинулся к лежащей девочке и поднял ее на руки. Она не подавала признаков жизни. Лицо водителя побелело. Он стал медленно оседать. Ужасная мысль о том, что он виновник гибели ребенка, вызвала тяжелейший шок, который сделал свое роковое дело: водитель скончался от разрыва сердца.

Трагического финала с водителем могло бы и не быть, если бы он не потерял самообладания. Ведь девочка-то была жива и даже не получила тяжелых повреждений. Просто потеряла сознание от удара. Этот нелепый случай показывает, как важно владеть собой, умело управлять не только автомобилем, но и своими змоциями.

Ухайте властвовать собой. Водители, как и все мы, находятся во власти эмоций и способны радоваться, печалиться, тревожиться, восторгаться. И все это во время движения.

Иногда эмоции мобилизируют духовные силы и этим удваивают физические возможности человека. В других случаях они оказывают прямо противоположное воздействие: угнетают волю и психику, делают человека нерешительным, беспомощным.

Деятельность водителя связана с большим нервным напряжением и требует особой воли и умения регулировать свои чувства. Эмоциональные реакции на опасность у разных людей проявляются по-разному: одних опасность выводит из себя, вызывает настоящий эмоциональный шок, у других снижается общая эффективность деятельности, хотя поведение в основном остается осмысленным. Наконец, третьи полностью сохраняют самообладание, проявляя находчивость и сообразительность. Их реакция на опасность и есть так называемое боевое возбуждение. Оно способно активизировать психическую деятельность человека, который, преодолев трудности и победив страх, испытывает особое чувство удовлетворения.

Но у всех людей эти реакции требуют больших затрат энергии, которая, к сожалению, не восстанавливается полностью.

Ну, а что происходит с организмом водителя при критической ситуации? Внешние признаки следующие: вспотели ладони, хотя до этого были сухими; мелкая дрожь в коленях (под ними) и в руках, что объясняется неравномерностью напряжения отдельных мышечных групп; руки в предплечье слабеют и их удерживает от падения только рулевое колесо. Это также может быть причиной дорожно-транспортного происшествия; человек дышит ртом и не может установить ровное дыхание; учащенное и усиленное биение сердца, деятельность которого связана с эмоциями (ритм биения сердца является чувствительным индикатором эмоций; еще в древности по частоте и характеру биения сердца оценивали эмоциональное состояние человека); ноги становятся как бы ватными. После таких случаев хочется только довести автомобиль до гаража и никогда не садиться за руль.

Как же научиться управлять собой в таких ситуациях? Что делать в подобных случаях?

В любом случае необходимо сделать полный выдох и немного задержать дыхание. Это необходимо для принятия правильного решения.

Юренсий_Харьковский
17.04.2011, 16:18
Проверка мастерства вождения

Для проверки мастерства вождения водителя предлагаю следующий тест. На все вопросы каждого из десяти заданий необходимо дать ответ, который водитель считает правильным.

Тест не является научно обоснованным, но позволяет водителю с некоторой достоверностью посмотреть на себя со стороны и дать критическую оценку своему поведению при движении на дорогах...

1. Вы едите по прямой дороге, на которой скорость ограничена до 80 км/ч. Впереди движется машина со скоростью 50 км/ч. В начале обгона замечаете в зеркале заднего вида автомобиль, приближающийся с большой скоростью. Что вы сделаете:

а) откажусь от обгона и убавлю «газ»;
б) откажусь от обгона и приторможу;
в) подам сигнал поворота и начну обгон;
г) откажусь от обгона и просигналю правым указателем поворота, что меня можно обогнать?

2. В какой мере вы соблюдаете общее ограничение скорости в городах и на дорогах:

а) соблюдаю обязательно:
б) езжу немного ниже установленной скорости;
в) не превышаю скорости более чем на 10 км/ч;
г) превышаю скорость в зависимости от обстановки даже в 1,5 раза?

3. Какому ряду вы отдаете предпочтение на дороге с односторонним трехполосным движением:

а) среднему;
б) левому;
в) правому;
г) разным в зависимости от ситуаций?

4. Какую оценку как водителю вы даете себе:

а) отличную;
б) хорошую;
в) удовлетворительную;
г) неудовлетворительную?

5. Как вы подъезжаете к главной дороге:

а) торможу перед самой дорогой;
б) торможу за 20 метров до нее, двигаясь с уменьшенной скоростью;
в) прекращаю подачу «газа»;
г) торможу за 30 метров, двигаясь с очень низкой скоростью?

6. Сколько раз вы встречались с работниками ГАИ за последние три года («просечки», штрафы, лекции и т.п.):

а) более 10;
б) от 4 до 10;
в) от 1 до 3;
г) ни разу?

7. При движении по обледенелой дороге вы заметили перед собой препятствие, при этом шины колес автомобиля имеют износ. Как вы поступите:

а) заторможу ножным тормозом равномерно и осторожно;
б) начну тормозить двигателем;
в) осторожно заторможу ручным тормозом;
г) заторможу ножным тормозом, нажимая на педаль через короткие интервалы времени?

8. При движении по извилистой дороге с небольшой скоростью вас обгоняет автомобиль, несмотря на встречное движение. Что вы предпримите:

а) приторможу;
б) предупрежу обгоняемого звуковым сигналом;
в) предупрежу встречного светом фар;
г) резко прибавлю скорость?

9. Многие водители соблюдают дистанцию до впереди идущего автомобиля в метрах, равную величине скорости автомобиля. Как поступаете вы:

а) стараюсь придерживаться этого правила;
б) подъезжаю близко к автомобилю, но очень внимательно слежу за его сигналами и маневрами;
в) еду на расстоянии, равном половине величины скорости автомобиля;
г) держу возможно большой интервал?

10. На ниже перечисленные вопросы ответьте «да» ил «нет»:

а) считаете ли вы, что на дорогах слишком много дорожных знаков и часто они размещены неуместно?

б) думаете ли вы, что работники ГАИ не всегда бывают правы?

в) допускаете ли вы, что большинство водителей нарушают правила дорожного движения?

г) считаете ли вы, что на скоростных автомобилях ездить безопаснее, потому что можно быстрее обгонять автомобили?

д) часто ли вам при езде мешают другие водители?

е) часто ли вы, двигаясь по левой полосе движения, останавливаетесь, ожидая, пока впереди идущий автомобиль повернет налево и вы сможете продолжить движение прямо?

ж) управляете ли вы автомобилем от трех до семи лет?

з) считаете ли вы, что у вас хорошая и быстрая реакция?

и) случалось ли вам проскочить место, не зная, что это именно то, куда вы ехали?

к) включаете ли вы при управлении автомобилем радиоприемник?

л) Считаете ли, что музыка благотворно действует на ваше состояние, когда вы за рулем?

м) размышляете ли вы за рулем о проблемах, о делах, о неприятностях и т.п.?

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Сравните свои ответы с нижеприведенным «ключом». За каждое «да» на вопрос 10 поставьте себе 2 балла, за каждое «нет» - 0 баллов.

КЛЮЧ:

Вопрос 1:
а) 6 баллов;
б) 4 балла;
в) 8 баллов;
г) 2 балла.

Вопрос 2:
а) 2 балла;
б) 2 балла;
в) 4 балла;
г) 8 баллов.

Вопрос 3:
а) 2 балла;
б) 6 баллов;
в) 4 балла;
г) 5 баллов.

Вопрос 4:
а) 8 баллов;
б) 6 баллов;
в) 2 балла;
г) 4 балла.

Вопрос 5:
а) 6 баллов;
б) 2 балла;
в) 5 баллов;
г) 4 балла.

Вопрос 6:
а) 8 баллов;
б) 6 баллов;
в) 4 балла;
г) 2 балла.

Вопрос 7:
а) 6 баллов;
б) 4 балла;
в) 3 балла;
г) 2 балла.

Вопрос 8:
а) 2 балла;
б) 4 балла;
в) 5 баллов;
г) 8 баллов.

Вопрос 9:
а) 4 балла;
б) 6 баллов;
в) 2 балла;
г) 5 баллов.

ТЕПЕРЬ СУММИРУЕМ БАЛЛЫ:

36 баллов и меньше. Водитель отличного класса, понимает, что возможны ошибки других водителей, не стремится обладать первенством на дороге. Не подвергает себя опасности и не создает помехи другим.

37 – 56 баллов. Хороший, дисциплинированный водитель. Иногда поддается соблазну предпринять рискованный маневр. Если считает, что всегда вывернется в критической ситуации, то переоценивает свой опыт. Необходимо быть осторожнее и не полагаться на везение и свой водительский стаж.

57-72 баллов. Способ вождения автомобиля требует пересмотра. Водит автомобиль очень рискованно и быстро. Принадлежит к агрессивным лихим водителям, постоянно создает угрожающие ситуации на дороге.

73-88 баллов. Водитель опытен в вождении и быстро реагирует на происходящее вокруг. Иногда напрасно рискует. Уверенность в себе и темперамент толкают его на небезопасные маневры. Необходимо чаще использовать тормоза и помнить, что на дороге есть другие участники движения.

Tesh
20.05.2011, 10:18
отличный тест,особенно для тех кто недавно сел за руль и считает себя уже ну очень крутым водителем.да и в целом информация очень полезна.спасибо

Юренсий_Харьковский
20.05.2011, 10:45
Tesh, а сколько балов у тебя получилось? У меня вышло 78.